
Подземные трубопроводы подвергаются воздействию ряда негативных факторов, снижающих срок их службы. Это повышенная влага, химически агрессивные среды, давление грунта, механические повреждения. При прокладке под автомобильными магистралями, в местах пересечения с трамвайными и железнодорожными путями добавляются вибрационные нагрузки и трение. Для продления срока службы трубопроводов их защищают наружными трубами-футлярами.
По сравнению с внутренними трубами, наружные имеют большую прочность и диаметр (в 1,5-2 раза). Длина футляра из стальных бесшовных или
электросварных труб определяется расстоянием, указанным в проекте, или шириной препятствия. Функции защитного кожуха обычно выполняют стальные трубы – новые, бывшие в употреблении без восстановления и восстановленные, долго пролежавшие на складе.
Ситуации обязательного применения труб-футляров
Все случаи, в которых укладка футляров из стальных бесшовных или электросварных труб является обязательной, указываются в ГОСТах и других нормативных документах.
- Монтаж газопроводов вблизи других инженерных коммуникаций – теплотрасс, водопровода, силового кабеля.
- Пересечение трубопроводом трамвайных и железнодорожных путей.
- Монтаж под крупными автодорогами.
Какие трубы могут использоваться в качестве футляров?
Оптимальный тип защитного трубного кожуха выбирают, в зависимости от условий эксплуатации и размеров внутренней трубы:
- Сварные прямошовные или спиралешовные. Спиралешовные обычно применяют для трубопроводов значительных диаметров.
- трубопроводов значительных диаметров.
Горячекатаные бесшовные. Используются при больших нагрузках и диаметрах до 273 мм. - С весьма усиленной изоляцией, двух- или трехслойной изоляцией. Для защиты используются изоляционные покрытия – асфальтоцементнобитумные, асбоцементные, песчаноцементные, полимерные, эпоксидные.
В качестве футляра часто востребованы б/у стальные бесшовные или электросварные трубы, демонтированные из газопроводной или водопроводной систем. Водопроводные трубы перед использованием в качестве футляра обрабатывают пескоструем.
Способы прокладки
Технология прокладки стального трубного кожуха определяется:
- диаметром и длиной трубопровода;
- гидрогеологией участка;
- физико-механическими характеристиками грунта;
- поставленной технической задачей;
- перечнем оборудования организации, занимающейся монтажом трубопровода.
Наиболее удобным, экономичным и безопасным является бестраншейный монтаж, популярный в районах плотной застройки. Существует несколько технологий бестраншейной прокладки – продавливание, горизонтальное направленное бурение и прокол.
Горизонтальное направленное бурение
Осуществляется в три этапа: бурение скважины, ее расширение, прокладка футляра. Для реализации технологии разработана специальная буровая установка с гибким рукавом и наконечником. Навигационный аппарат позволяет контролировать и корректировать процесс бурения.
Продавливание грунта
Этот способ применяется для монтажа трубопровода большого диаметра – до 2 м, длиной до 100 м. Необходимое давление создается гидравлическими домкратами, устанавливаемыми по контуру трубы. Плюс такого метода – возможность прокладки футляров в грунтах с большим содержанием песка, глины, суглинков.
Прокол
Способ хорошо работает на глинистых и суглинистых грунтах. Диаметр футляра – до 600 мм, длина монтажа – до 60 м. В зависимости от сложности грунта, операция выполняется со скоростью 4-6 м/час. При создании дополнительных вибрационных усилий скорость процесса увеличивается до 20-40 м/час. Один из вариантов прокола – гидропрокол. Выполняется на грунтах, которые легко поддаются размывке водой.